Поистине яркой финальной точкой 247 сезона стала премьера оперы «Беатриче и Бенедикт». Показы проходили 20-23 июля на Новой сцене Большого театра.
«Беатриче и Бенедикт» — комедийная опера в двух действиях, написанная французским композитором Гектором Берлиозом по мотивам пьесы Уильяма Шекспира «Много шума из ничего». Впервые постановка увидела свет в 1862 году в Баден-Бадене и пользовалась большим успехом в Германии. Российскую премьеру приурочили к 220-летию со дня рождения Берлиоза.
Некогда сам композитор иронично называл свою оперу «капризом, начертанным острием иглы», но с момента первого показа до наших дней она пережила множество перепрочтений. Режиссёр-постановщик Александр Петров (художественный руководитель Санкт-Петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье») предлагает необычный взгляд в духе «вторичного постмодернизма», показывая не только триумф французских солдат, но и боевые раны, вдохновившись романом «Прощай, оружие!» Хэмингуэя. Именно эта книга лежит в походном рюкзаке главного героя Бенедикта.
«Беатриче и Бенедикт» — абсолютно новое название для Большого театра. В России эта опера, кажется, вообще не ставилась никогда — в отличие от европейских театров, там она вполне «репертуарная». Мы ставим её впервые в нашей стране. То, что она нередкий гость в репертуаре европейских театров, совершенно закономерно, потому что эта опера «самоигральна», в ней есть три-четыре номера, которые воспринимаются как хиты в программе любого концерта. Возьмём дуэт-ноктюрн или терцет из второго действия — они невероятно красивы. И, кроме того, в западных театрах чаще идут спектакли не только оперные, но и оперетты, и современные оперы, в которых есть огромные диалоги, и артисты к ним более приспособлены». Александр Петров, режиссёр.
В постановке удивляет и восхищает не только масштаб экспозиции (действие разворачивается на фоне садов Сицилии), но и нестандартные для оперы решения: визуальные спецэффекты, подвижные декорации, а также общение между героями — арии чередуются с прямой речью.
«Для нас, для оперных певцов, это ново: такой своеобразный синтез оперного театра с драматическим; мы получили колоссальное удовольствие от познания этой новой планеты». Екатерина Воронцова, исполнительница роли Беатриче.
Дирижёр-постановщик – Жюльен Салемкур (штаат-скапельмейстер Берлинской государственной оперы и приглашённый дирижёр Метрополитен- оперы, «Ла Скала», опер Копенгагена и Дрездена).
Режиссёр-постановщик – Александр Петров.
Сценограф – Семён Пастух.
Художник по костюмам – Галина Соловьёва.
Режиссёр по пластике – Албертс Альбертс.
Художник по свету – Дамир Исмагилов.
Главный хормейстер – Валерий Борисов.
ДРУГИЕ НОВОСТИ БОЛЬШОГО ТЕАТРА
Артисты Большого театра отправятся в Пекин. Это будут первые международные гастроли после пандемии. «Танцоры надеются, что это ознаменует возвращение на мировую сцену жемчужины российской культуры, гастролировавшей по миру даже в самые напряжённые дни холодной войны. <…> Я не думаю, что это секрет: Китай — одна из немногих стран, которая поддерживает и продол-жает сотрудничать с нами», — отметил Махар Вазиев, художественный руководитель балета.
В марте 2024 года (21, 24, 29) выпускница Молодёжной оперной программы Большого театра Мария Баракова появится в новой постановке «Метрополитен-оперы» «Сила судьбы». Будущая исполнительница роли цыганки Прециозиллы дебютировала на оперной сцене Нью-Йорка в «Леди Макбет Мценского уезда». Баракова также выступала в Мариинском театре, «Ла Скала», Королевском оперном театре Маската, Немецкой опере в Берлине и др.
С 25 по 30 июля на сцене Большого театра прошли гастроли Санкт-Петербургского госу-дарственного академического театра балета Бориса Эйфмана. А 28-29 июля в рамках саммита «Россия — Африка» в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра состоялась мировая премьера балета «Мой Иерусалим» по произведениям Моцарта, Рахманинова, Гласса, а также с использованием христианской, мусульманской, еврейской религиозной и этнической музыки и технокомпозиции.