— Расскажите, как пришла мысль создать метавселенную?
— Впервые мы задумались о создании виртуальных пространств в 2017 году, когда слово «метавселенная» ещё было не у всех на слуху. На тот момент мы с моим бизнес-партнёром уже построили большое международное сообщество, в котором было более 100 000 зарегистрированных участников. Чтобы сообщество активно развивалось, надо проводить мероприятия: встречаться с людьми, обсуждать идеи, обмениваться опытом. Но когда участники живут в разных странах, собрать их всех в одном месте невозможно. Максимально на офлайн-встречах бывало около 1 000 человек.
В итоге в 2018 году на одном из таких мероприятий мы заявили, что собираемся создать виртуальные пространства, где будет возможно встретиться любому количеству участников. Такой формат позволил бы подключиться тем, кто не мог приезжать на обычные встречи, дал бы им возможность почувствовать причастность к жизни сообщества.
Но когда мы об этом объявили, то столкнулись с полным непониманием. Люди просто не могли представить, как это будет работать, даже несмотря на то что у нас на мероприятии выступили несколько спикеров из сферы VR — разработчики игр, ивентов, виртуальных пространств и презентаций. Это сегодня VR-шлемы довольно небольшие и удобные, и даже Apple готовится представить свой продукт в этой области, который наверняка будет ещё легче и станет отличной точкой входа для массовой аудитории. Но на тот момент, чтобы попасть в VR-пространство, нужно было использовать громоздкие и неудобные устройства. И мы поняли, что надо немного подождать. Дать технологиям шагнуть вперёд.
Долго ждать не пришлось. Марк Цукерберг переименовал свою компанию в Meta и стал вкладывать миллиарды долларов в продвижение и развитие метавселенной. Это был сигнал к действию.
Метавселенная DEXART появилась потому, что мы хотели дать своему сообществу возможность общаться без ограничений из любой точки мира с полным погружением. Мы хотели создать место, в котором опыт общения был бы интереснее и ярче, чем в плоских видеозвонках. Зная, в каком направлении двигаться, мы приступили к работе.
— С какими сложностями столкнулись?
— Основной проблемой была новизна концепции и тот факт, что большинство людей не понимали современных технологий в этой сфере. Нельзя было просто выйти на улицу, пригласить людей в метавселенную и получить тысячу новых пользователей. Люди просто не поняли бы, о чём ты говоришь. Это не раздача бесплатной газировки или другого знакомого товара.
Появилась необходимость обучать людей, которые хотели бы использовать метавселенные, тому, как устроены виртуальные миры, как создать своего персонажа и им управлять, чем заниматься, как зарабатывать и как генерировать контент. Мы создали целый курс о метавселенных, пройдя который любой человек мог запросто присоединиться к проекту и стать его частью с полным пониманием, как и зачем это делать.
— Как устроена метавселенная DEXART и чем она отличается от других метавселенных?
— DEXART — это не типичная метавселенная. Это не криптопроект, который успел привлечь огромные инвестиции. Это стартап, который получает большую часть денег от продаж внутри проекта. Мы продаём виртуальную землю, собственный токен, разрабатываем пространства для бизнесов, лидеров мнений и творческих проектов. То есть мы работаем для бизнеса, поэтому и развиваемся совместно с бизнесом.
Наша метавселенная дает компаниям, блогерам и лидерам мнений новый канал взаимодействия, вовлечения и удержания аудитории. И этот канал более эффективен, чем классический маркетинг. Уже сейчас у нас есть реальные кейсы, партнёрства с бизнесами, сообществами и блогерами, которые проводят встречи в DEXART, работают со своей аудиторией. Для них это новый формат взаимодействия с аудиторией, а для нас — отличный PR.
— Все события внутри вселенной происходят в режиме реального времени?
— События в DEXART проходят как в режиме реального времени, так и индивидуально для каждого пользователя. Если это мероприятие, то, разумеется, все участники присутствуют в режиме онлайн, взаимодействуют друг с другом. Это и выставки, и музыкальные ивенты, и обучающие занятия.
А для отдельных проектов мы создаём набор сценариев, которые разные группы пользователей могут проходить в разное время. Это зависит от потребностей конкретного заказчика. К примеру, у нас сейчас есть проект про родовые башни Северного Кавказа с отдельной сюжетной линией, в которой пользователям надо будет участвовать в режиме онлайн. А другая часть проекта позволит участникам пройти сценарии в удобное для них время. Это же относится и к обучающим проектам. Сейчас мы разработали пространства, в которых преподаватель взаимодействует со студентами онлайн. Но в перспективе мы создадим такие сценарии, которые пользователи смогут проходить тогда, когда им это удобно и когда они к этому готовы. И помогать им в этом будут персонажи на базе ИИ, которые ответят на любые вопросы, доступно объяснят материал.