— Это Китенге или Джитенге?
— Некоторые люди называют это китенге, а другие джитенге из-за различия в культуре. Дело в том, что не все люди, которые носят вещи в африканском стиле, знают что зачастую в Африке одежда используется для определения статуса: социального, политического, экономического. Существуют определенные предметы одежды, которые не должны носить люди среднего или низшего класса с точки зрения социального положения. Это касается, например, цветов и принтов в одежде.
— Какую ткань марки Ally Remtulla при создании коллекции используешь?
— С нами Китенге, мы любим его, потому что он определяет нашу культуру, не только культуру Восточной Африки, он также определяет нас, африканцев, и его принт — один из лучших принтов, который практически соответствует нашей погоде; как китенге, его хлопок, человеку легче быть в китенге, одеваться и носить его на улице, это лучше, чем ткань из полиэстера — жалкая и фабричная, и более практично иметь ткань китенге, чем многие ткани, которые у нас есть.
— Это твой проект «Улица Дар-эс-Салама», я видела его на твоих страницах в Инстаграме?
— Это наш проект, который является партнером Ngaila и Ally Rematulla. Нгайла — художник, а я — её партнер.
— Как они встретились?
— Проект больше рассказывает о том, что всегда происходит на улицах, например, когда вы приезжаете в Танзанию, и вам может быть интересно, что люди делают и чем занимаются сейчас; проект говорит о местном голосе. Если вы идете по улицам, что вы видите? Вы увидите людей, продающих чипсы майай, бодабода, тукутук, баджаджи, и вы можете увидеть людей вокруг кокосового пляжа, продающих мадафу — так что это мероприятия, которые происходят как на повседневном, так и на местном уровне здесь, в Танзании. Тема улицы является хорошим источником вдохновения. Вы покупаете вещи как сувениры и смотря на них, ощущаете себя так, как если бы вы приехали в Танзанию, в Африку. Только здесь можно увидеть людей, продающих бананы, в основном это женщины.
И вся эта атмосфера отражается как искусство на кружках, футболках, бутылках с водой и других товарах. Слава богу, у данного направления положительная динамика.
— Почему ты решил сотрудничать с Ngaira Mandara?
— Я думаю, что талант, который есть у Нгайры надо развивать, поэтому мы решили сотрудничать, продолжать расти, помогать друг другу, поднимать друг друга на вершину и продвигать.
— Какая мечта для твоего бренда моды?
— Я думаю, что самое важное для нашего бренда — местные дизайнеры. Молодые люди, готовые творить, выражать свои идеи и мысли через дизайн одежды. И конечно — каждый дизайнер должен уметь передать культуру и историю своей страны через моду, чтобы люди во всем мире услышали её голос.
Надеюсь, что эти молодые люди поднимутся и расскажут то, что нужно рассказать о моде и стиле в Африке, Танзании и мире в целом. Ведь зачастую очень важно то, как вы воплощаете мечты и фантазии в жизнь. Например, я предлагаю будущим дизайнерам одежды выставлять свои наряды в магазинах бесплатно, без каких-либо затрат.
— Что тебя интересует?
— Как бренд, мы заинтересованы в том, чтобы новые дизайнеры и мода достигли своего более высокого уровня. Делясь опытом и знаниями, мы можем быть на вершине, помогая друг другу. Даже для Билана Факон я не беру с нее никакой платы, потому что я преуспеваю; когда люди вокруг нас преуспевают, мы не можем не достичь вершины. Если мы хотим, чтобы танзанийская мода была признана миром, мы не можем расти в одиночку. Мы должны подталкивать друг друга. Поддерживайте и делитесь опытом, знаниями. В прошлом году у меня был мастер класс, который называется «Ally Remtulla 101» — уделяйте больше внимания обучению и больше разъясняйте студентам, как быть дизайнером одежды и что им нужно иметь для того, чтобы стать модельером. Речь идет не только о том, чтобы быть портным — имеется в виду более творческое отражение истории, как искусства моды. На этом семинаре мы учим молодых дизайнеров и стараемся развивать их таланты, чтобы они легко смогли найти работу.
В нашем сообществе многие думают: чтобы быть дизайнером, вы должны знать, как шить, вы должны знать, как пользоваться швейной машиной; это не тот случай, когда дизайнер должен создавать и понимать, что я хочу рассказать об этом искусстве или истории через моду и как стать модельером. Люди воспринимают портное дело как талант, а не как профессию, а я создаю для них все пути к обретению голоса в сфере моды. И надеюсь, что в будущем эти молодые голоса поднимутся и зазвучат.