События

Никас Сафронов: с любовью к Петербургу

В Инженерном доме Петропавловской крепости Санкт-Петербурга нынешней осенью наблюдался настоящий ажиотаж. Здесь с 31 августа по 31 октября проходила очень необычная выставка самого известного художника России Никаса Сафронова. Для самого мастера экспозиция стала уникальной – впервые он задумался гармонично соединить классическую живопись с самыми современными технологиями, показать красоту изобразительного искусства через погружение в метавселенную.

Сразу всем припомнились знаковые выставки советского времени типа «Москва-Париж» или персональные экспозиции Ильи Глазунова, на которые приезжали зрители со всей страны. На выставке побывало без малого 160 тысяч человек — и это несмотря на то, петербургский зритель знаком с творчеством художника,поскольку в 2018году масштабная выставка Никаса Сафронова проходила в залах Академиихудожеств. Спустя шесть лет он вновь решил покорить петербургского зрителя и привез в Санкт-Петербург свои работы разных периодов, в том числе те, которые он написал специально для показа на выставке в Петропавловской крепости. При этом экспозицию, где было представлено более ста работ, выстроил оригинальным образом, чтобы зритель мог полнее понять его творчество.

Будущие гости погружались в искусство еще на улице - на информационных штендерах и мультимедийные экранах можно было узнать интересные факты о знаменитых художниках прошлого, прочесть тексты о творчестве Никаса и о его уникальном методе Dream Vision (с англ. видение во сне). Этот метод – визитная карточка мастера, когда на стыке сюрреализма и реализма словно выплывают из сна размытые образы, а формы растворяются в цветах и оттенках. Натурой здесь являются видения, возникающие на грани сна и пробуждения, памяти и забвения, ощущений от живого тумана и созерцания полустёртых древних фресок. «В искусстведолжна быть тайна, - говорит Никас. - Это как сон, который, проснувшись, пытаешься расшифровать». Это авторское направление - в стиле импрессионизма - художник создал в Венеции, в своём любимом городе.
Для усиления эффекта штендеры, расставленные по всему периметру Петропавловской крепости, были оформлены на разных цветных подложках. На одном рассказывалось, что «Черный квадрат» был создан задолго до Казимира Малевича, в 1617 году, европейским мыслителем Робертом Фладдом. Из других люди узнавали, кто такие нейрохудожники, что такое символизм или в чем особенности мастерства Диего Веласкеса. То есть, знакомились с интересными фактами из мира искусства, напрямую не связанными с Сафроновым. Таким образом, Никас привнёс образовательный элемент в своё присутствие на территории Петропавловской крепости, показав себя не только художником, но и профессором, деканом факультета культуры и искусства Ульяновского госуниверситета.
Выставка стала одним из долгожданных культурных событий года, особенность её заключалась в том, что она объединила живопись и музыку с самыми современными мультимедийными технологиями, обеспечив посетителям эффект погружения в творческую вселенную мастера. Звуки классической музыки на выставке позволяли точнее «прочесть» содержание арт-объектов и акцентировали внимание на символическом их значении. Картины, выделенные подсветкой, давали возможность зрителю буквально ощутить «взаимодействие с пространством», светом и оживающими полотнами. Благодаря QR-кодам на экспонатах посетители становились полноправными участниками показов.
Сафронова называют человеком-символом, подобным Сальвадору Дали, который сделал своё лицо эмблемой творчества. Сафронов тоже использует свою внешность как часть бренда, воплощая такую тенденцию актуального искусства, где творец — и объект узнавания, и предмет анализа и восхищения. Объединяя традиции и новаторство, Сафронов так выстраивает диалог со зрителем, что фигура художника становится знаком, а сам образ — элементом художественной культуры. Именно поэтому художника называют символом.
На выставке были представлены, как известные работы Сафронова - «Кролики-попугаи», «Кролик-сова над морем», так и новые, например, логотип Санкт-Петербурга - SPB с оригинальным образом Пушкина. Он взят из картины Никаса «Плоды страсти, или вечная красота поэзии». Премьера логотипа состоялась в июне, на Петербургском международном экономическом форуме. Благодаря игре света семиметровые буквы - SPB - с цветами из муранского стекла отражали многоликость северной столицы.
В двух залах демонстрировался проект NFT-проекций работ Никаса Сафронова. Виртуальные холсты, оживающие под воздействием света, отсылали к творчеству Павла Пепперштейна - русского писателя, художника и теоретика современного искусства. Работа «Писание круче рисования*» заставляла задуматься о вечных истинах, а полотно «Художник - это маляр, прораб которого - зритель» напоминало, что в любом творчестве поистине важно лишь то, как его воспринимает публика.

Ожидаемо резонансной оказалась работа под названием «Свобода» с портретом Павла Дурова, своего рода отклик на творение культового ленинградского художника Тимура Новикова,основателя петербургской Новой Академии Изящных Искусств. Создатель Telegram, герой цифровой эпохи Павел Дуров - кумир миллионов и олицетворение свободы в Интернете, фигура неоднозначная. Вызывает много споров. Дурова арестовали в Париже, прямо в аэропорту, предъявив обвинение по шести пунктам. Если вина программиста будет доказана, ему грозит до десяти лет тюрьмы. «Свобода» посвящена Павлу Дурову, - подтвердил Сафронов. - Свободу этого человека попирают в странах, часто апеллирующих к свободе, и где есть памятники в её честь, но именно они её зачастую трактуют по-своему». Работа выполнена в авангардном стиле. Художник отметил, что таким образом выполнил просьбу итальянской кинозвезды Орнеллы Мути, которая специально приехала в Петербург поддержать русского гения. Портрет актрисы также был представлен в экспозиции.
Залы на выставке были выполнены каждый в особом цвете, чтобы подчеркнуть его идею и уникальность. Работой «Дали. Красный омар» Никас Сафронов погружает зрителя в атмосферу сюрреализма. Делится своим видением испанского гения. Приоткрывает тайну знаменитой комнаты с портретом американской актрисы Мэй Уэст, где мебель ассоциируется с чертами женского лица. Важный акцент: в зале постоянно звучали живые концерты пианистов-импровизаторов. «Чёрный шар», расположенный рядом с автопортретами, воспринимался как дань Музе человека-творца, для которого поиск вдохновения - вечная цель.

Выставка Никаса Сафронова, отмечали критики, показала, насколько прогрессивным может быть искусство в России. Зритель, наведя камеру своего смартфона на QR-код, расположенный возле каждой работы, переносился внутрь картины, мог видеть ее начало и продолжение, историю, рожденную в голове художника. Led-экраны, неоновые указатели, оригинальные мультимедийные инсталляции, световые и цветовые эффекты поражали воображение. Всеобщий вердикт: Никасу удалось невозможное - объединить классическую живопись и новейшие технологии.
Среди посетителей было немало звезд мирового кино, спорта, политики и шоу-бизнеса. Орнелла Мути восхитилась своим портретом кисти Никаса Сафронова: «Как он уловил цвета, как красив белый цветок... Немного расстроена, что не могу говорить по-русски, но с Никасом можно легко выучить слова, необходимые для общения». Звезда турецкого сериала «Великолепный век», популярного в России, Бурак Озчивит также не остался равнодушным к творчеству Никаса. «Это что-то невероятное, - сказал он, - у меня не хватает слов, чтобы описать мои впечатления, я сам связан с искусством, учился живописи, и кое-что понимаю в ней. Выставка Никаса демонстрирует наивысший уровень, я счастлив, что оказался здесь». Никас подарил Бураку его портрет, чем окончательно растопил сердце артиста. «Бывают же совпадения, - сказал он, - мы с женой как раз искали картину для нашего нового дома. Как приеду - повешу на самом видном месте».

Для самого Никаса приезд иностранных гостей был сюрпризом: «Я понимал, что, несмотря на попытки отменить русскую культуру, интерес к российскому искусству за рубежом востребован, но не предполагал, что моя выставка вызовет такую большую заинтересованность у иностранцев. Уже есть договоренности о том, чтобы показать эту выставку в нескольких странах. Но сначала познакомлю с ней россиян».
О международном значении выставки и ее символизме говорили эксперты по искусству. Подчёркивали, что Никас Сафронов не только самый известный художник России, но и легенда шоу-бизнеса, без него трудно представить крупные события в сфере культуры. «Искусство принадлежит всему миру и может стать мостиком между странами и народами», - эти слова Никаса, сказанные на встрече с иностранными журналистами, цитировали гости мероприятия.

«Любовь к городу – это основа ленинградско-петербургского характера, побуждающая творить добро, помогать ближним, заботиться о тех, кто нуждается в поддержке, - сказал губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. - Она позволяет петербуржцам создавать мегаполис XXI века. Петербург остаётся в сердце каждого, кто здесь побывал». И Никас Сафронов подтвердил, что искусство и жизнь связаны неразрывно: за время работы выставки художник дважды поддержал благотворительный фонд «Антон тут рядом», а в самой Петропавловской крепости за счёт организаторов провели реставрационные работы.

О статусе выставки Никаса Сафронова напоминала стенгазета в советском стиле с фотопортретами знаменитых посетителей: губернатора Александра Беглова, представителя МИД России Марии Захаровой, народных артистов России Михаила Боярского и Марии Мироновой, популярных музыкантов, певцов и стендап-комиков. Все звездные посетители сошлись во мнении, что Никас Сафронов не только показал, насколько красивым и многослойным может быть современное искусство, но и напомнил о любви к стране, о той самой любви, которая способна объединить сердца и спасти мир.

Больше информации о выставке ждет вас в видеоролике
Автор текста: Нина Катаева
Фото:пресс-служба Никаса Сафронова
2024-12-27 22:01 Искусство