LUXURY IN RUSSIA

Эдгард Запашный

Наша страна должна выстоять от натиска неадекватности
Знаменитый дрессировщик тигров, директор Большого Московского цирка Эдгард Запашный не скрывает своей гражданской позиции, не боится показаться несовременным, не принимает новомодных европейских ценностей, не собирается мириться с пошлостью в искусстве и в обычной жизни и не понимает, как можно перестать любить свою страну из-за того, что у нас больше нет Coca-Cola или нельзя купить iPhone.
— Вы очень активно откликаетесь на политическую новостную повестку. Многое комментируете, не обошли и конкурс Евровидение, где предсказуемо выиграла Украина.

— Очень стыдно за то, что история этого конкурса, которая насчитывает десятилетия, сегодня сильно дискредитируется. Хочется напомнить, что когда-то его даже выигрывала группа АBBA. Будем честны, из-за отсутствия объективного голосования, политизированности фестиваль песни перестал создавать звёзд. За последние десять лет мы с вами не можем увидеть ни одного артиста, который бы благодаря конкурсу Евровидение смог бы стать звездой мирового уровня. А всё из-за того, что настоящие таланты не выявляются вследствие нечестной системы судейства. Факты подтасовываются, мы видели протест румынского жюри, которое заявило, что их голоса были сфальсифицированы. Что касается Украины, произошло то, что произошло, хотя многие отмечают, что те же англичане были гораздо сильнее.
Признаюсь, я не следил за выступлениями всего конкурса, но сам факт, что украинцы (и не только они) позволили себе выдвигать политические лозунги, а это запрещено Уставом конкурса, и не были при этом дисквалифицированы, говорит о том, что выполнялось определённое госзадание. Зигующая польская ведущая вообще вышла за рамки адекватности. Не могу сказать, что разочарован, просто рад тому, что конкурс сильно теряет популярность, уверен, не только в нашей стране, но и в мире. Надеюсь, в ближайшее время мы увидим какую-то альтернативу, потому что людям больше нравятся честно признанные таланты.

— Вы одним из первых оказали помощь животным зоопарка в Мариуполе.

— Большое количество людей откликнулось, когда вокруг Мариупольского зоопарка сложилась трудная ситуация. Хорошо, что сейчас всё взято на контроль. Проблема в том, что ситуация может ещё не раз повториться, но власти России и ЛДНР уже готовы к подобного рода событиям. Немаловажным фактором в решении этой проблемы является полное отсутствие ведущих зоозащитных организаций, что о многом говорит. Та же партия «зелёных» в Германии на сегодня никак не засвечена в конкретной помощи животным на Украине.

— Ваш цирк никем не дотируется, на зверей, артистов и все свои «хочу» в плане проектов вы вынуждены зарабатывать сами. Как справляетесь?

— Наш цирк не является бюджетной организацией, хотя очень часто меня обвиняют в том, что раз Запашный выступает за Россию, значит, он бюджетник, исполняет госзадание и боится потерять работу, так как сидит на государственных деньгах. Но хочу подчеркнуть: мы — коммерческая организация, которая живёт исключительно за счёт зарабатывания собственных средств. Основной доход для нас — это зрители. Поэтому мы должны поставлять качественные программы, шоу, чтобы поток людей, приходящих к нам, увеличивался.
Конечно, было трудно во время пандемии. И через несколько месяцев мы вынуждены были обратиться к государству, так как все ресурсы были буквально исчерпаны. Полгода мы не работали, продолжали кормить животных, ежемесячно платить людям (а это порядка 600 человек штатных сотрудников) среднюю зарплату. Нам удалось сохранить труппу, и это здорово. Мы продолжаем работать, находить дополнительные способы для заработка, но всех заработанных денег не хватит на капитальную реконструкцию цирка. В этом году ему исполнился 51 год, к сожалению, за это время здание ни разу не ремонтировалось, хотя многие помещения требуют реконструкции. Так что здесь без личного вмешательства чиновников самого высокого уровня вопрос не сдвинуть.

— Сколько сегодня животных на иждивении у цирка?

— Я не поклонник слова «иждивение». Дело в том, что наши животные являются штатными сотрудниками, артистами, партнёрами и работают в Большом Московском цирке. Они наша гордость, наша слава. У нас несколько десятков лошадей, 17 хищников (14 тигров и три льва), три индийских слона, два бурых медведя, несколько десятков собак, восемь попугаев и шимпанзе. Это основной состав, но из программы в программу он может меняться. В прошлом шоу мы задействовали морских животных, у нас было восемь сивучей (северный морской лев – прим. ред.). Сейчас они уехали в другой город на гастроли.

— Вы пробовали дрессировать не только тигров, но и слонов. В частности, они задействованы в вашем премьерном спектакле «Страшная сила». Кто лучше поддаётся дрессуре?

— Обе категории этих животных являются чрезвычайно опасными. Если тигр и лев — это хищники, то слон — крупногабаритное животное с очень высоким интеллектом, гораздо большим, чем у тех же тигров. Он может проявить агрессию, если чем-то останется недоволен, если будет какая-то несправедливость по отношению к нему. Со слонами надо быть аккуратными. Но если слон к тебе хорошо относится, он не испытывает постоянного желания нападать, крушить, ломать.
Однако для этого надо много времени проводить рядом. Дрессировщики слонов во многом являются их заложниками, потому что животные начинают скучать, страдать, если долгое время не видятся с любимыми людьми.
И в свои 45 лет я чувствую ещё очень много сил, много нереализованных творческих планов, которые я хотел бы успеть сделать. Цирк как искусство продолжает доставлять мне большое удовольствие. Я хочу и дальше быть полезен ему, делать многое для его популяризации.
— Как вы подбираете тигров и других животных для цирка?

— На сегодняшний день я с братом расширяю количество наших хищников. У нас их уже семнадцать. Я бы эту цифру с удовольствием довёл до тридцати. Это стало бы самым крупным действующим аттракционом с хищными животными во всём мире. На сегодняшний день Мартин Лейси, немецкий дрессировщик, работает с двадцатью пятью львами и тиграми в Германии. Но для того чтобы иметь такое большое количество животных, нужна и хорошая инфраструктура, зимние и летние вольеры на территории цирка, а это непростая задача. Животные к нам попадают разными путями. Последнее время дарят мои коллеги. Недавно дрессировщик Ростислав Гаврылив презентовал тигрёнка. Мои коллеги, дрессировщики Кимы подарили тигра и тигрицу. Это наши новые перспективные артисты. Также мы привозили с братом животных из-за границы. Так, два первых льва Джон и Френк, которые появились на территории России, были привезены нам из ЮАР. Двух белых тигриц Жанну и Бритни мы привезли из Германии. Бритни сейчас в Липецком зоопарке. Так что много есть возможностей, но один путь мы точно исключаем: никто из наших коллег уже на протяжении нескольких десятков лет не берёт животных из природы, в этом нет никакой необходимости.

— В цирк вас привёл отец. Сейчас вы погружаете в это искусство своих детей. Не страшно за них?

— Наша династия имеет большие традиции, нам уже больше 150 лет. Я рад тому, что мои дети и племянники являются её продолжателями. Они правильно приняли воспитание родителей и приучаются в цирке прежде всего к трудолюбию. Естественно, я за них переживаю. Недавно моя тринадцатилетняя племянница Ева Запашная впервые исполняла сложный трюк на лошади. Во время работы я видел, как мой брат с его женой стояли за кулисами, нервничали. Эти эмоции бесценны, они говорят о том, что мы прекрасно понимаем, насколько это сложно, опасно, но продолжаем делать, потому что в цирке по-другому не может быть. Это трудолюбивое искусство, где трюк стоит на первом месте, и зрители приходят увидеть то, чего они сами сделать не могут, то, что поразит их. Ради этого мы работаем.

— Вы много лет совмещаете работу дрессировщика с руководством цирка. На манеже уже всё доказали, почему его не оставляете?

— Единственным моим условием, прежде чем стать директором цирка и подписать контракт с Министерством культуры, было продолжать работать как артист. И в свои 45 лет я чувствую ещё очень много сил, много нереализованных творческих планов, которые я хотел бы успеть сделать. Цирк как искусство продолжает доставлять мне большое удовольствие. Я хочу и дальше быть полезен ему, делать многое для его популяризации.

— В каждой стране есть свои уникальные цирковые шоу. Многие из них вы видели. Были те, что заставили вас удивиться?

— Конечно, я бываю на представлениях моих коллег. Даже на каких-то очень примитивных малобюджетных шоу можно найти что-то для себя интересное. Если говорить о том, что меня поразило, я специально возвращался в Гонконг, чтобы посмотреть на шоу House of Dancing Water. Цирк расположен на территории одного из казино в Макао. Представление не менялось на протяжении нескольких лет. Оно очень высокобюджетное; говорят, что цирк с большим количеством спец-эффектов, сложной инженерией, техникой и хорошими исполнителями со всего мира им обошёлся в 250 миллионов долларов. Это шоу, которое я рекомендовал бы посмотреть каждому.

— Существует стереотип, что цирк – для детей. А между тем ваши представления захватывают и взрослых. Что вы делаете для популяризации циркового искусства?

— Действительно, есть стереотип, что люди в цирк ходят два раза в жизни: первый — когда их ведут детьми, второй — когда они ведут детей. Но это точно не про Большой Московский цирк. К нам недавно приходила артистка из шоу «Уральские пельмени», так она после представления радовалась даже больше, чем её собственные дети, потому что современный цирк настолько не соответствует её представлениям. То, что она держала в своей голове, было перевёрнуто, так как мы гораздо лучше, увлекательнее, солиднее, богаче. Основная наша задача — делать цирк доступным и интересным для всей семьи. Это значит, что нужно выпускать качественные программы, номера с применением самых высоких технологий и с использованием лучших человеческих сил в плане режиссуры, балета, музыки, света.

— Не могу обойти вниманием шоу фриков в немецком цирке, которым вы поделились в сети. Видео, по сути, порнографического спектакля получило большой резонанс. Не боитесь, что к такому может скатиться и искусство в России?

— Конечно, боюсь и переживаю за то, что наша страна когда-нибудь будет терпеть такое на своей территории. Почему обращаю внимание на это? Потому что хочу, чтобы этого никогда не произошло. Считаю, что наша страна должна выстоять от натиска неадекватности. Может, мы какое-то время и будем последними из могикан, но в дальнейшем это перевернёт сознание людей и заставит брать с нас пример.

— Помимо цирка вы большой поклонник бокса. Откуда эта страсть?

— Я являюсь большим поклонником бокса и дружу с таким великим боксёром, как Костя Дзю. Знаком со многими известными боксёрами лично. Время от времени переписываюсь с Роем Джонсом. Эта страсть к боям у меня с детства. Я спортивный человек, люблю физические нагрузки, понимаю важность того, чтобы мужчина умел постоять за себя, умел защитить человека от несправедливости, а значит, надо обладать хотя бы элементарными навыками самообороны. Это хороший, честный вид спорта, который выявляет самого сильного и лучшего. Многие спортсмены — люди очень серьёзной, высокой морали и духовности. Тот же Фёдор Емельяненко — глубоко религиозный человек, который несёт большую ответственность за свои действия, поступки и слова. Очень рад с ним дружить, он для меня — большой пример.