LUXURY IN RUSSIA

"Земляне"

Это в первую очередь состояние души
Легендарная рок-группа «Земляне», один из самых известных музыкальных коллективов времён СССР, снова собирает аншлаги на своих концертах. В своё время этим коллективом восхищались, на них равнялись, их считали кумирами. Хитам группы уже 40 лет, но они не имеют срока давности. Каждый слышал песни «Каскадёры», «Прости, Земля», «Трава у дома». Последняя композиция входит в список обязательных атрибутов на этапе провода космонавтов в далёкий путь.
— Никто не ждал, но воскрешение группы «Земляне» всё же состоялось. Вы даже уже успели совершить первое турне по российским городам. Где побывали, и как вас принимала публика?

— В прошлом году группа «Земляне» провела юбилейный гастрольный тур, посвящённый своему 45-летию. В рамках «Газпром-тура» мы побывали в таких труднодоступных местах на Крайнем Севере и в Заполярье, что самим порой не верится. Причём часто прилетаешь на вертолёте буквально на край света, а там вдруг обнаруживаешь шикарно подготовленную, просто бомбическую площадку. А на недавнем концерте в Луганске так получилось, что вовремя не подвезли наши инструменты. Но народ собрался на площади и ждал нашего концерта. И мы нашли где-то маленькую гитарку, как у Мэрилин Монро — укулеле. А вместо клавишных использовали телефон.
На свои концерты в городах тура «Земляне» приглашали военнослужащих, выполнявших свой долг в зоне СВО, их семьи, медработников, волонтёров. Ключевым событием тура стало зрелищное мега-шоу «Возвращение Легенды!», которое прошло 2 июля 2022 года на стадионе «Газпром Арена».

— У кого и когда появилась мысль возродить группу?

— Наши руководители всегда были друг у друга в поле зрения. Таким большим людям, как Игорь Романов и Владимир Киселёв, сложно затеряться в толпе. И это не прежний состав. Во-первых, соединились Игорь Романов и Владимир Киселёв как отцы-основатели.
Во-вторых, это годовщина. А как в такой юбилей без проверенных временем друзей? И не просто друзей, а соратников. Как обойтись без того, с кем всё это начиналось? Плюс наши руководители никогда и не ссорились. У них не было никаких противоречий. Просто каждый пошёл своей дорогой, добился того, чего хотел.

— Сколько осталось музыкантов ещё с 80-х годов?

— «Земляне», как тогда, так и сейчас — это состояние души в первую очередь. И что немаловажно – это Владимир Киселёв, бессменный продюсер и создатель группы «Земляне». Он с коллективом почти полвека. Киселёва мы называем «начальником землетрясения» — такая бешеная у него энергетика.
Конечно, за время существования ансамбля сменилось достаточное количество музыкантов. Мы уважительно относимся ко всем, кто работал в группе «Земляне». Каждый из них внёс свою лепту, но вот общения у нас не получается. Люди, покинувшие коллектив по тем или иным причинам, решили долго не думать, чем бы им заняться, а пошли самым простым, на их взгляд, путём — выступают как «Земляне»: Сергей Скачков, Руслан Щукин (Руслан Вега), Сергей Васильев представляются как солисты, экс-солисты. В каком-то смысле можно понять организаторов, не все могут заплатить полный гонорар и берут этих людей за очень маленькие деньги. А слушатель идёт на материал и реже — на лица музыкантов, если это не сольный исполнитель.
В нашем случае это бренд, это целая история, но никто не давал права тем, кто был ранее в коллективе, после ухода на его пользование!
Почему никто из солисток, ушедших из женских коллективов, не называется «Виагрой», «Серебром» и т. д. Это означает только то, что они уверены в своём материале, в своих силах. И заметьте, все они стали успешными сольными исполнительницами: Ольга Серябкина (MOLLY), Елена Темникова, Альбина Джанабаева и многие другие. У них есть, как ни пошло это звучит, «мужское достоинство в штанах», а наши бывшие участники, видимо, остались без него. А как по-другому сказать, если Скачков, Васильев, Щукин и команда ушли, продаются как бренд «Земляне» или — в лучшем случае — экс- и очень маленьким шрифтом. Ау, мужики, проснитесь! Займитесь делом! Докажите всем, что вы личности! И никогда в жизни зрители не уходили с концерта группы во время исполнения программы! А такое у них на концертах, к сожалению, происходит. Ну а если наши все бывшие участники коллектива будут и дальше, как «мужчинки», втихаря продолжать дело «детей лейтенанта Шмидта», то этим будут заниматься правоохранительные органы.

— В каком составе сегодня выступает группа?

— На сегодняшний день все артисты коллектива «Земляне» — взрослые и состоявшиеся люди и музыканты, и, конечно, у всех есть свои истории за плечами, все работали в тех или иных коллективах. И у нас в группе никогда не было и нет случайных людей. Нельзя просто хорошо знать материал и играть его. Надо быть ЗЕМЛЯНИНОМ! Этим надо жить! И да, группа «Земляне» добилась многого. Вспомните, как в 2006 году мы праздновали своё 30-летие. В трёх концертах, в Кремле, «Лужниках» и питерском Ледовом дворце, приняли участие самые известные, легендарные рок-группы мира: Uriah Heep, Deep Purple, Nazareth, Black Sabbath, Animals, Kingdom Come, Supermax, Smokie, Yes, и многие другие!

— Старшее поколение знает, а молодёжи было бы любопытно: как происходило становление группы? Музыкантов подбирали из разных коллективов?

— На песнях этого легендарного коллектива мы все учились. Подражали им, их профессионализму, их умению держаться на сцене. Мы часто пересматриваем старые видео. Ведь сегодня на сцене так никто не держится, с таким чисто «земляновским» достоинством. А их стиль одежды! А оборудование, с которым они выступали в те далёкие времена! Это же всё было просто «космос»! И сейчас, в современном мире «Земляне» 80-х — это эталон качества. Тем более что наш бессменный руководитель Владимир Киселёв в то время был в группе ещё и барабанщиком. И он наш флагманский корабль, который нас направляет.
Вот Игорь Романов, например, в детстве три года «промучился» в музыкальной школе, играя на скрипке, потом перешёл на баян. А в старших классах влюбился в The Beatles, увлёкся игрой на гитаре и потом поступил на эстрадное отделение музучилища при Ленинградской консерватории. Играл в разных группах, а позже познакомился с Владимиром Киселёвым. До этого у него был коллектив «Апрель», игравший каверы Led Zeppelin, Deep Purple. А потом он решил сделать усскоязычную группу. Кстати, название «Земляне» наш коллектив получил случайно. В ДК имени Дзержинского, который принадлежал и ныне принадлежит МВД, лет восемь уже существовала группа с таким названием. Чтобы не переделывать документы — афиши, грамоты, — взяли это имя. В общем, название наш коллектив получил случайно.

— Помните первые выступления группы?

— Когда «Земляне» только начинали выступать, у всех групп были «сейшены» — концерты в техникумах, вузах, дирекция которых симпатизировала рок-музыке. Например, были выступления в «Тряпке», ДК текстильного института. Это были полуподвальные мероприятия, билеты среди студентов распространялись неофициально. В такой «нелегальности» была своя прелесть.
На концерты группа приезжала на автобусе или грузовике, который музыканты сами нанимали, чтобы привезти аппаратуру. Ведь никакого техперсонала тогда у артистов не было. А звукорежиссёры, как на грех, почему-то всегда были тощими слабаками — шутка, конечно. Музыканты сами грузили тяжеленные ящики, таскали их по этажам, подключали приборы, увозили оборудование после концерта.
Однако «сейшены» были одноразовыми мероприятиями. Основной заработок приносили танцы, которые проходили и в городе, и в области. Но, чтобы играть на танцах и зарабатывать, все группы должны были сдать программу в ЛДХС — Ленинградский дом художественной самодеятельности на улице Рубинштейна. На прослушивании группа исполняла советские песни, песни наших известных ВИА, и такую программу одобряли. Но потом на танцах «Земляне» играли совершенно другую музыку (благо, никто не проверял), кавер-версии западных групп на английском языке. «Поющие гитары» или «Цветы» Стаса Намина какие-то вещи западные пели на русском. Но мы считали, что оригинал должен быть оригиналом. Тем более что ноты и тексты этих композиций можно было раздобыть, их привозили из-за границы. Но одновременно группа пыталась писать и продвигать что-то своё. Ведь чтобы найти себя, надо писать собственную музыку, а не только повторять чужие мелодии.

— Как обстояло дело с аппаратурой? Трудно было достать?

— Аппаратуру музыканты группы тех времен покупали сами, и на это уходили почти все заработанные деньги. Инструменты приобретали у заезжих музыкантов, потому что в магазинах ничего не было. В СССР приезжали польские, венгерские ансамбли, и мы у них покупали колонки и всё прочее (на рубли, полученные от нас, иностранцы приобретали здесь золото, маленькие прибалтийские телевизоры). А модную одежду брали у фарцовщиков на «Галёрке» — местечке на Думской улице сбоку от Гостиного двора. Там всегда можно было что-то фирменное взять, примерить в ближайшем подъезде и купить.
Про покупки кооперативных квартир или машин речь тогда не шла. Ведь хорошая гитара стоила 5 тысяч рублей, а зарплата инженера была 120 рублей. Может, на западе музыканты такой популярной группы и стали бы миллионерами, но тогдашние музыканты группы получали обычную ставку — 9 рублей за концерт, потом 14, затем 22. А зрителей-то были тысячи, но практически все вырученные за билеты деньги уходили филармониям. Кстати, сначала «Земляне» были «приписаны» к Кемеровской филармонии, потому что Ленконцерт не захотел брать к себе рок-группу (тогда на афишах другие группы, чтобы не рисковать, называли себя ВИА). Поэтому первые гастроли «Землян» состоялись по Кемеровской области. Но было жёсткое правило: один коллектив не имел права давать больше 21 концерта в месяц. Артисты обходили это правило, постоянно переходя из одной филармонии в другую. Так, коллектив оказался в Калужской филармонии. И лишь после этого, когда у группы в репертуаре были «Каскадёры», её взяли в Ленконцерт — «Земляне» приносили этой организации отличный доход.

— Постоянно слышим от людей самых разных возрастов фразу «мы выросли на ваших песнях»; да я сам вырос на песнях «Землян», — в разговор вступает клавишник коллектива Андрей Дубровин, который работает в коллективе пять лет. — Я учился во втором классе, когда старшеклассники привлекли меня в свою музыкальную группу. Как сейчас помню, сижу с ребятами и на клавишных играю «Маленький кораблик». В общем, музыка «Землян» у меня в крови. (Смеётся.)

— И у меня тоже, — добавляет Андрей Храмов, гитарист и вокалист группы, начавший работать в «Землянах» 15 лет назад. — В детстве летом я отдыхал у бабушки в деревне. Однажды туда на танцы приехал армейский ансамбль на двух грузовиках. Машины соединили бортами, получилась маленькая сцена, и солдаты запели «Прости, земля». Я тогда и подумать не мог, что через двадцать лет буду играть в «Землянах» и исполнять эту песню. Меня так вдохновили её энергия и ритм, а особенно работа барабанной «бочки», что, приехав домой, сварганил установку из папиного хлама на балконе, оргстекла, обувных коробок и будильника. Я включал катушечный магнитофон брата «Маяк 205» с записью «Трава у дома», брал в руки карандаши и пытался «сыграть» вместе с вертящейся бобиной. Мучил родителей часами.
И у нас в группе никогда не было и нет случайных людей. Нельзя просто хорошо знать материал и играть его. Надо быть ЗЕМЛЯНИНОМ! Этим надо жить!
— У «Землян» много популярных песен. Про самые первые можете рассказать?

—Две песни классика советской песни Марка Фрадкина — «Красный конь» и «Время тюльпанов». С Марком Григорьевичем группу познакомила та самая директор ДК имени Дзержинского. Она рассказала Фрадкину, что есть группа с хорошим оборудованием, ребята неплохо играют. Мол, не дадите им исполнить пару своих песен? Дело в том, что группе надо было двигаться дальше, записываться на фирме «Мелодия», пробиваться на телевидение и радио. Но в эфире могли звучать только песни членов Союза композиторов и Союза писателей.
У Фрадкина выбрали песни, которые можно было исполнить в манере коллектива, сделали аранжировки. Марк Григорьевич приезжал к группе в Питер на репетицию. Кстати, когда он увидел аппаратуру — очень редкие в Союзе клавишные, то попытался на них сыграть свои песни. Фрадкин был немолод, руки у него уже дрожали, но ему было интересно послушать новые, необычные звучания. И вскоре на «Мелодии» вышел наш миньон с двумя этими песнями. Так началось официальное признание группы «Земляне».
К слову, сейчас можно записать песню без голоса и слуха. Звукорежиссёры творят чудеса, «вытягивая» всё, что угодно, создавая композицию буквально по одной ноте. А тогда такой аппаратуры не было, композиции записывали целиком, от начала до конца, практически без дублей.

— Когда вы осознали, что группа стала популярной?

— Игорь Романов рассказывал: -«Мы поняли, что «Земляне» реально популярны, когда у музыкантов начали брать автографы в туалете на Московском вокзале Санкт-Петербурга — тогда Ленинграда» (Смеются.) А если серьёзно, «Земляне» на самом пике успеха установили рекорд: в питерском СКК, который вмещал до 25 тысяч зрителей, у группы были запланированы 13 концертов, но в результате из-за аншлагов добавили ещё пять выступлений.
В те годы «Земляне» практически не бывали в Ленинграде месяцами, постоянно гастролировали: собирали стадионы и Дворцы спорта. В крупные города заезжали дней на десять, давали по 2-3 концерта в день и, конечно, всегда пели живьём. Однажды в Старом Осколе музыканты два дня ждали, когда приедет оборудование группы. Несостоявшиеся выступления пришлось отрабатывать. В итоге дали, кажется, в один день пять концертов. Чуть не сорвали голоса. В общем, в больших городах задерживались надолго. Местные девушки их любили, жалели и приносили в гримёрки кастрюльки с борщами и пирожки.

— В вашем репертуаре были не только личные композиции, но и песни Вячеслава Добрынина, Александра Морозова, Владимира Мигули. Сейчас вы как-то поддерживаете отношения, сотрудничаете?

— Скажем так, у нас в основном песни этих самых авторов, и уже в последнюю очередь личные композиции. К сожалению, некоторых авторов уже нет. Мы близко общались со Светланой Поперечной (это жена Анатолия Поперечного). Конечно, общаемся с теми, кто жив, по мере возможности участвуем в их концертах. Для нас это большая честь.

— Вы ревностно относились к славе коллег по цеху, той же группе «Машина времени»?

— Говорят, трудно пройти огонь, воду, но тяжелее всего — медные трубы. Все вместе и каждый в отдельности были гиперпопулярны, имели толпы поклонниц.

— Что просит зритель, и какие песни вы обязательно включаете в концертный репертуар?

— Конечно же, ни одно наше выступление не обходится без песни «Трава у дома», но, как ни странно, публика в не меньшей степени просит спеть и новые песни, такие как «Одиночество», «Боже», «Глобус».

— Молодёжь теперь слушает совсем другую музыку, которая и рядом не стоит с арт-роком. Как вы сами оцениваете, насколько «Земляне» сегодня актуальны и кто ваш зритель?

— У нас огромная аудитория, от мала до велика. Нас слушают все! Приятно, что молодёжь подпевает. Люди старшего возраста, кто с группой «Земляне» рос, влюблялись, женились и так далее — конечно, мы для них часть жизни. Но вчерашние подростки сегодня выросли и начали слушать наши песни. Мы поём о том, что беспокоит людей. Мы поём о жизни — и от всего сердца. И люди аплодируют стоя! Я не придумываю. У нас недавно был большой тур. Группа была как в больших городах, так и в самых отдалённых точках, куда, как говорится, не ступала нога человека. Бованенково, Надым, Уренгой — это всё газодобывающие места. И всюду самый восторженный приём — от стадионов до заполярных вахт и госпиталей в ДНР.

— Поделитесь, что в планах у «Землян» на ближайший год?

— Юрий Киселёв совместно с «Русским радио» создал своего рода агитбригады из артистов радио-станции, чья миссия — всегда быть со своими слушателями, поддерживать их; они пошли по стопам великих артистов, которые во время Великой Отечественной войны приезжали на прифронтовые территории, чтобы подарить своё творчество бойцам. Так и сегодня, агитбригады из звёзд «Русского радио» отправляются с концертами по воинским частям и госпиталям страны, в том числе и присоединённых территорий, чтобы внести свой маленький вклад в общую победу, подарить бойцам веру и надежду и напомнить, что вся Россия сегодня вместе с ними. За последние месяцы ребята не раз уже ездили в зону СВО и дарили военным свои песни. А планы впереди – радовать зрителей, поклонников своим творчество